Рациональность, подобно моральности, является по преимуществу характеристикой поступков. Очень важно проводить различие между рациональными и иррациональными поступками.
За иррациональными действиями стоят иррациональные убеждения и желания. Так, зависть проявляется в желании вполне бескорыстно насолить другому. Стремление повысить свой общественный статус — одно из самых распространенных желаний, побуждающих вредить другим с единственной целью удовлетворить это желание. Эгоистический интерес человека состоит в том, чтобы иметь больше свободы, удовольствий, возможностей для собственного развития и т.д.
Существенной чертой поступков, которые я называю иррациональными, или рационально запрещенными, является то, что практически никто не стал бы поддерживать людей, намеренных совершить эти поступки; напротив, их постарались бы убедить не поступать подобным образом. Такие действия не всегда называют иррациональными, чаще в этих случаях используют эпитеты вроде «сумасбродный», «идиотский», «бестолковый», «глупый» и т.п.
Все мы во взрослом состоянии мыслим шаблонно, или стереотипно. Стереотипы мышления закладываются в глубоком детстве, а затем, всю свою жизнь мы их укрепляем и сталкиваемся с проблемами иррационального мышления, т.к не все сформированные в детстве установки бывают верными изначально и не все схемы мышления, верные для нашего детства, оказываются верны для нас взрослых.
Иррациональные убеждения нарушают адаптацию, снижают эффективность в работе и в других сферах нашей жизни. Такие убеждения препятствуют постановке целей, их достижению, ведут к непродуктивным формам поведения (уход, откладывание на “потом”, алкоголизм, злоупотребление лекарствами и т.д.). Одним словом, они сильно мешают жить, поэтому являются причиной таких симптомов как тревога, депрессия, раздражительность, гнев, чувство вины.
Рациональные убеждения – это оценочные суждения, которые носят характер предпочтения. Они выражаются в форме желаний, стремлений, симпатий и антипатий. Рациональные мысли формируются под действием эмоций, сопровождающих получение или не получение желаемого человеком. То есть, как положительные, так и отрицательные эмоции в данном случае расцениваются нами как реакция на события и не оказывают значительного влияния на постановку дальнейших целей и решение задач.
Иррациональные убеждения имеют иную структуру – это абсолютные, догматические суждения, которые выражаются в форме «должен», «следует», «обязан».
Чувствуете разницу? Если в случае рациональных суждений с нами говорим Мы сами, то в случае иррациональных – это уже голос Родителя, Воспитателя, Начальника!
«Я должен!» относится к убеждениям, которые не поддаются никакому логическому обоснованию.
Вот краткий перечень таких убеждений
Я должен:
– всегда выполнять все, что меня просят;
– жалеть, опекать, понимать, защищать;
– за оказанную услугу чувствовать себя в неоплатном долгу;
– не терять выдержки и самообладания, никогда;
– не ссориться, не конфликтовать;
– делать все отлично, быстро, качественно;
– нравиться всем;
– держать всех и все под контролем;
– не быть один;
– вести себя правильно;
– устранять недостатки, указанные мне другими;
– не высовываться, быть скромным и покладистым.
Другие должны:
— меня любить, не ругать, не критиковать и ценить;
– не просить меня о серьезных вещах, об одолжениях и не брать денег взаймы;
– быть справедливыми, чуткими, благодарными;
– читать мои мысли и желания, а также вести себя сообразно им;
– быть предупредительными.
А теперь подробней о самых распространенных иррациональных убеждениях:
1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих. Меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, а если нет, то это ужасно…
Человек хочет быть идеальным везде и всегда, и для всех. Желает всем нравиться. Хочет, чтобы все, что он делает, окружающие оценивали положительно.
2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать. Человек делая какие-либо поступки не оставляет себе права на ошибку. Думает: «Я не должен ошибаться, ошибаться недопустимо». А если и ошибся, то начинает себя корить и занимается самоедством. Он не только себе не разрешает ошибаться, но и другим людям выставляет высокие требования.
3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы. Человек выходит из себя, если у него что-то не получается, он хочет всё контролировать. А если что-то не получается, человек впадает в депрессию.
4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами. Человек винит всех кроме себя, в своих неудачах. Для него виноваты правительство, страна, начальник, родители, обстоятельства и др.
5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку. Человек накручивает себя на неприятности, он постоянно ожидает чего-то плохого. Он живет в постоянных терзаниях и тревоге за будущее. Он не доверяет окружающему миру и ждет подвоха с любой стороны.
6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать. Человек постоянно жалуется на свою жизнь, но ничего в ней не меняет. Например, человека не устраивает работа, он осуждает начальника, но менять работу он боится и находит этому множество оправданий.
7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе. Человек ищет одобрения и поддержки на стороне. Он не верит в свои силы и неспособен самостоятельно решать проблемы. Если ему надо сходить на важное дело – он берет с собой группу поддержки или перекладывает задачу на плечи другого.
8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха). Человек хочет быть идеальным, самым лучшим и не дай Бог ему опозориться или ошибиться…
9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее. Человек в подобных/похожих условиях/ситуациях ожидает одинакового конца/развязки. Например, выражение: «Все мужики козлы» или «Все бабы стервы», применяют люди, которые несколько раз обожглись в отношениях и теперь заранее предвзято относятся к другим людям. Так же в ситуации, где человек один раз потерпел неудачу, он будет каждый раз ожидать провала.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении. Человек оценивает поступки других людей и считает, что они неправильно что-то делают, он критикует, даёт советы и всячески пытается переубедить человека, что он неправ. Такие люди часто спорят, считая, что только они правы. Они вмешиваются в жизнь другого без его просьбы или разрешения.
11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью. Человек ничего не делает для достижения своей цели. Он пессимистически настроен и не верит в свои силы. Даже если его что-то не устраивает – он ничего не предпринимает, чтобы это изменить, считая, что он перетерпит и далее всё будет хорошо. Например, у женщины пьющий муж, но она всю жизнь терпит его издевательства и боится изменить свою жизнь.
12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их. Человек может жаловаться на погоду и сравнивать своё настроение с ней. Например, если идёт дождь, то и настроение у человека плохое, пасмурное, если светит солнце – то можно радоваться и веселиться. Посмотрел грустный фильм, и настроение сразу ухудшилось. Его настроение зависит от окружающей среды.
Обычно человек не живет в изоляции, он находится в окружении других людей. В связи с этим у индивида, помимо эгоистического интереса, формируются и другие мотивы деятельности. Следовательно, можно назвать рациональным поведение человека, когда он отказывается от удовольствий и идет на муки не только ради собственной выгоды, но и ради пользы для другого.
Конечно, столь же рационально было бы и не лишать себя удовольствий и не страдать ради другого.
Речь идет лишь о том, что рациональные мотивы поведения не ограничены эгоистическим интересом. Когда человек убежден, что его действие принесет пользу другому, то это убеждение является одним из рациональных оснований поступка.
Столь же рационален мотив, основанный на убеждении, что данный поступок выгоден самому себе. Некоторые родители жертвуют своими интересами ради детей, другие — нет. Ни тот, ни другой выбор не свидетельствует против их рациональности.
Теперь рассмотрим основные рациональные убеждения:
1. Каждый не должен любить меня. И мне необязательно должен нравиться каждый. Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно ОК. Чтобы обо мне ни думали другие, я все равно ОК. Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то. Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду ОК.
2. Делать ошибки — это хорошо. Ошибки – это то, что все мы делаем. Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я осознаю причины моей ошибки. Это – ОК. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.
3 Люди, которые делают то, что мне не нравится, не обязательно плохие люди. Они вовсе не должны быть наказаны только потому, что мне не нравится то, что они делают или делали. Люди должны быть такими, какими они хотят быть, а я буду таким, каким хочу я. Я не могу управлять другими людьми или изменить их. Они – такие, какие они есть. Все мы заслуживаем одинакового отношения.
4. Я не стремлюсь всем управлять. Я буду жить, даже если вещи и события чем-то отличаются от того, что я хочу. Я могу принимать людей, вещи и события такими, какие они есть, я принимаю себя таким, какой я есть. Не стоит расстраиваться, если вещи или события не становятся такими, какими они, по моему мнению, должны быть. Даже если они мне неприятны, я могу жить с этим.
5. Я отвечаю за себя сам в течении всего дня. Я отвечаю за свои чувства и свои поступки. Никто не вправе управлять моими чувствами. Если у меня неудачный день, я сам допустил это. Если у меня неудачный день, я уверен, что заслуживаю поощрения. Это – не удовлетворение требований других людей измениться так, чтобы чувствовать себя лучше. Только Я отвечаю за мою жизнь.
6. Я могу осознавать, когда дела идут не так, как надо. Я не должен пустить свои дела на самотек. Дела обычно идут только прекрасно, а когда это не происходит, я всегда могу исправить это. Я не должен тратить впустую свою энергию на терзания и тревогу. Небо не упадет, все будет ОК.
7. Важно действовать. Я могу! Даже когда передо мной стоит множество трудных задач, лучше действовать, чем убегать от них. Уход от задач не дает мне никаких шансов на успех или радость, настойчивость строит города. Стоящие дела стоят усилий. Я не способен сделать всё, но кое-что я могу сделать!
8. Я способен сам позаботиться о себе. Я не нуждаюсь в ком-либо еще, чтобы заботиться о моих проблемах. Я могу сам думать и принимать решения. Я не нуждаюсь ни в чьей поддержке и помощи.
9. Я не идеален. Я не обязан всё знать и всё уметь. Я не сверхчеловек, чтобы быть энциклопедией. Я могу ошибаться и чего-то не знать. Зато всегда есть чему учиться.
10. Я могу измениться. Я не должен следовать какому-то пути из-за того, что случилось в прошлом. Каждый день – новый день. Глупо думать, что я не могу ничего с этим поделать. Конечно, могу. Я не стою на месте, я всегда иду вперед!
11. Другие люди способны сами отвечать за себя. Я не могу решать чужие проблемы. Я не могу рассматривать чужие проблемы, как свои собственные. Я не могу вмешиваться в жизнь других людей. Они могут сами позаботиться о себе и решать свои собственные проблемы. Я помогаю людям, но я не могу делать за них всё.
12. Я могу быть гибким. Есть много путей для достижения цели. У многих людей есть хорошие идеи по поводу того, как это делать. Некоторые из этих идей могут мне нравиться больше, другие – меньше, но все они заслуживают внимания.
13. Я хозяин своего тела. Только от меня зависит, что я делаю, думаю или чувствую. Мои эмоции зависят только от моих мыслей!
Социум порождает соответствующий ряд столь же необходимых всеобщих рациональных суждений, некоторые из них:
1. Люди смертны, любой человек может быть лишен жизни другими людьми и обычно он не хочет, чтобы его убивали.
2. Один человек может прочинить страдание другому или искалечить его, и обычно люди не хотят, чтобы с ними так поступали.
3. Люди, как правило, хотят свободно удовлетворять свои желания, но они могут быть лишены этой свободы.
4. Все стремятся к удовольствиям, но не каждому они доступны из-за препятствий, чинимых другими людьми.
!!! Замечу, что эти убеждения не содержат никаких особых знаний и не привязаны к какому-либо времени и месту. При этом понятно, что в разные моменты жизни один и тот же человек по-разному оценивает важность тех или иных своих желаний и действий.
Смена шаблона поведения человека на конкретном примере:
В какой-то момент удовольствие, получаемое от выпивки, значит для человека больше, нежели желание избежать будущих неприятностей. На другой день он думает иначе. Получается, что квалификация некоторого поступка как рационального или иррационального зависит от легко меняющихся обстоятельств и намерений субъекта.
Очевидно, взвешенное решение субъект может принять лишь в «момент трезвости», когда у него нет сильного желания выпить и он не страдает от похмелья. То, что он решает в этот момент, определяет его оценку своих будущих желаний и поступков.
Если в таком спокойном состоянии он решит, что пьянка вполне стоит ее последствий, то его желание выпить не будет иррациональным.
Однако обычно в подобные моменты желание не иметь неприятностей от пьянства люди ставят выше удовольствия, получаемого от спиртного, поэтому, поддаваясь искушению «зеленого змия», они как правило, поступают иррационально.
Зачисление некоторых желаний в класс иррациональных не есть акт произвола, для этого всегда имеются определенные основания. Это не значит, что можно составить список таких желаний, осуществление которых всегда иррационально.
То, что представляется, на первый взгляд, безусловно иррациональным, в каких-то особых условиях выглядит вполне рационально.
Если, например, кто-то хочет, чтобы ему отрезали руки, мы почти наверняка расценим это желание как иррациональное, но ведь не исключено, что он идет на ампутацию рук ради спасения своей жизни, а в таком случае его намерения рациональны.
Назвать нечто рациональным или «рационально допустимым» не значит одобрить все это, в этих словах имеется только один модельный оттенок — отсутствие осуждения. Одобрительный смысл несет в себе лишь выражение «рационально необходимый». Что касается слова «иррациональный», то оно имеет явно выраженный нормативный смысл: называя явление иррациональным, мы осуждаем его.
Многие желают провести четкую разграничительную линию между фактами и ценностями. Однако все вышеизложенное свидетельствует о том, что применительно к разумному существу такое четкое разграничение невозможно, ибо рациональность не принадлежит целиком ни к одной из альтернатив.